Пятница, 19 Апреля 2024, 08:48:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Igor ViV
           Персональный Портал
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [30]

Друзья сайта

Мини-чат

Наш опрос
Какая у Вас скорость интернета?
Всего ответов: 1184

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Реалии 3D

В кино пришёл объём. Его ждали давно, и вот он, наконец, пришёл. Мы, зрители, радуемся тому, что любимое зрелище стало ещё более зрелищным. Индустрия радуется тому, что зрителя, которого с каждым годом всё труднее становится зазывать «на спецэффекты», теперь можно будет зазывать «на объём».

В общем, после триумфа «Аватара» в киноиндустрии случился долгожданный бум. Уже обычное, плоское кино снимать становится не модно. Множатся планы по переводу в объём уже выпущенных фильмов. Производители бытовой электроники спешно налаживают выпуск трёхмерных панелей. Инвесторы спешно скупают акции. Инженеры спешно готовят новые стандарты. Всем хорошо, но на этой прекрасной картине есть маленькое корявое пятнышко. Ерундовина, на которую все предпочитают не обращать внимания. Маленькое невинное обстоятельство, которое отравит на свалку истории всю эту милую затею.

Маленькое невинное обстоятельство заключается в том, что трёхмерное кино смотрят люди. И смотрят его глазами, оптическая система которых имеет ограниченную глубину резкости.

Система управления аккомодацией

Давайте вспомним схему человеческого глаза:

1 – роговица
2 – хрусталик
3 – сетчатка
4 – цилиарная мышца
5 – цинновые связки

Когда нам нужно сфокусировать взгляд на чём-то далёком, цилиарная мышца растягивает хрусталик. Когда нам нужно сфокусироваться на чём-то близком, цилиарная мышца расслабляется. Когда хрусталик растянут неправильно (то есть неадекватно), мы получаем размытое изображение предмета, на который обращено наше внимание. Эта подстройка оптической силы глаза для получения чёткой проекции на сетчатке называется аккомодацией.

Кроме хрусталика и цилиарной мышцы в аккомодации принимают участие мозговые механизмы, управляющие работой всего этого хозяйства. Каким образом система управления аккомодацией узнаёт, какое натяжение хрусталика является оптимальным? В принципе, может быть задействованы три механизма (по убыванию значимости):

1. Автофокус, аналогичный тому, который применяется в фотоаппаратах. Принцип действия такой: «поиграть настройками» и найти то положение, которое обеспечивает наилучшую резкость.

2. Параллаксовый дальномер на основе бинокулярного зрения. Двумя глазами мы видим всё намного чётче, в том числе и потому, что более быстро и правильно оцениваем расстояние.

3. Информация из других источников, насколько далеко находится объект. В сложных условиях можно быстро навестись на резкость, дотронувшись рукой до рассматриваемого предмета.

Все три механизма работают имплицитно, то есть без участия сознания. Сознание всей этой тонкой машинерией эффективно управлять не может. Оно слишком для этого нерасторопно. Сознание выдаёт задание, куда смотреть, и снимает результат восприятия с перцептивной системы.

Сказка про то, как наши желания поссорились с нашими возможностями

Стереокино основано на том, что мы техническими средствами обманываем параллаксовый дальномер. То есть подаём на правый и на левый глаза немножко разные картинки. Хорошо, параллакс мы обманули. Но что у нас происходит с аккомодацией? Она-то должна остаться на плоскости экрана!

Вот тут и начинается игра в перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект находится в плоскости экрана. Параллакс говорит, что объект находится где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто встаёт в ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из штатного режима и, как следствие, переутомление). И то, и другое – нормальная реакция на диссонанс.

Ещё более интересная ситуация получается, когда на экране появляется размытое изображение. То есть постановщик применяет обычный художественный приём – привлечение внимания зрителя к объекту через ограничение глубины резкости. И это окончательно добивает систему управления аккомодацией. Вдумайтесь, каково её незавидное положение: автофокусу верить нельзя, потому что он не умеет работать с размытым изображением, а коре больших полушарий нельзя верить, потому что при просмотре стереофильма ей вообще нельзя верить (она целенаправленно обманута). Тупик. При попытке (чаще всего неосознанной) перевести взгляд на размытый фон, мы почти сразу получаем полную неработоспособность системы управления аккомодацией, за что практически сразу бываем наказаны.

В результате «взбрыкиваний» очень быстро устаёт цилиарная мышца (характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то, что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые до сей поры всегда только помогали друг другу. Не известно, чем это грозит, но очень хочется надеяться, что невропатологи это умеют лечить.

Как видим, для правильного восприятия картинки нужно отключить воздействие коры больших полушарий на механизм управления аккомодацией. Можем ли мы это сделать сознательно? Нет, не можем. Сознание не управляет такими тонкими имплицитными механизмами.

Стоит отметить, что описанная здесь проблема проявляется только в том случае, когда экран достаточно близко. Когда до рассматриваемого объекта (в нашем случае, до экрана) расстояние больше десяти-двадцати метров, правильное положение хрусталика практически идентично положению «бесконечность». Поэтому можно смотреть стереокино с последнего ряда кинотеатра, не опасаясь никаких проблем с аккомодацией. Если, конечно, буйная фантазия режиссёра не будет слишком сильно и достаточно надолго «вытаскивать» предметы из экрана.

Можно ли привыкнуть к просмотру стереокино с близкого расстояния (то есть научиться «по ситуации» отключать совместную работу двух систем управления аккомодацией)? Может быть, можно, а может быть, нельзя. Этот вопрос вообще ещё никто серьёзно не исследовал. И больше всего сомнение в том, что обретение такого «таланта» не потянет за собой какой-нибудь неприятный побочный эффект.

Чем более естественной становится искусственно созданная неестественная среда обитания человека, тем менее естественной для него становится его естественная среда обитания.

Ещё один источник диссонанса

Подвигайте головой немножко вправо-влево и вверх-вниз. Замечаете, как изменяется видимое положение одних предметов относительно других? Так вот, при просмотре стерео этого не будет. Не пытайтесь заглянуть за краешек "предмета", чтобы увидеть, что за ним. Не увидите. Сидите смирно и не крутите головой. Даже если в голову из экрана летит кирпич. Движения головы - ещё один источник диссонанса. Возможно, головокружение и тошнота, на которую жаловались зрители "Аватара", связаны именно с этим диссонансом - диссонансом между видимой картинкой и данными вестибулярного аппарата.

Эта проблема, конечно, ерунда по сравнению с разрушением системы управления аккомодацией. Ну укачает, ну стошнит... Ничего страшного. Поскольку дело происходит исключительно в коре больших полушарий, чрезвычайно гибком механизме, адаптируетесь довольно быстро и безо всяких негативных последствий.

Объём без последствий

Есть ли способ получить стереоизображение, не насилуя глаза и мозг зрителя? Да, такой способ есть, но от этого не легче. Голограмма даёт по-настоящему честное изображение. Но массового голографического кино не будет. В течение нашей жизни точно. А возможно, его не будет никогда. Сразу по нескольким причинам:

1. Голограмма не поддаётся оцифровке. При весьма скромной диагонали 15 дюймов мы легко получаем что-то вроде двух терапикселей.

2. Голографическую плёнку чрезвычайно трудно скопировать «аналоговым способом» без чудовищной потери качества.

3. Голограмма не масштабируется. То есть даже если получится снять голографический фильм для экрана диагональю 15 дюймов, его нельзя будет растянуть даже на 16 дюймов. Растянутая голограмма просто не сработает.

Категория: Мои статьи | Добавил: igorviv (19 Апреля 2010)
Просмотров: 1070 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Igor ViV © 2024